Бэдхем, Джон

Бэдхем, Джон
(Badham, John)
   Режиссер, продюсер. Родился 25 августа 1939 г. в г. Лутон (Англия). Окончил Йельский университет и Йельскую драматическую школу.
   Бэдхем — яркий пример голливудского постановщика, который на протяжении всей своей — теперь уже четвертьвековой — творческой деятельности в американском кино всегда старался соответствовать наиболее актуальным запросам времени, с разным успехом на них откликаясь. Может быть, этому способствовало то, что в начале пути он работал в отделе писем киностудии "Юниверсл" и привык отвечать на вопросы зрителей. Но скорее всего это помогало всегда быть на переднем крае кинематографа вне зависимости от художественного уровня фильмов, который у него был очень разным.
   Эта отличительная черта творчества Бэдхема проявилась уже с его первых шагов в кино. Выросший в негритянском штате Алабама (еще в детстве Джона семья переехала в США) он рано осознал накаленность расовой проблемы в Америке. Поэтому его кинематографический дебют (до этого Бэдхем пять лет проработал на телевидении, поставив там десять картин, среди которых и знакомый нам полицейский сериал "Улицы Сан-Франциско")
   "Всю дорогу непобедимые звездные короли на мотоциклах" (1976) — оказался комедией о негре-бейсболисте, который еще в 40-е годы хотел организовать собственную команду, и что из этого получилось.
   Шумную же известность принес Бэдхему фильм "Лихорадка субботнего вечера" (1977) и по сей день остающийся не только лучшей его картиной, но и заметной вехой в насыщенном успешными лентами седьмом десятилетии. Именно здесь режиссер уловил основной вектор этого периода — не тематический, как до и после этой работы, а психслогический, средоточие перехода от царивших настроений молодежного бунта к успокоенности и самодовольству неоконсерватизма. Он дал портрет героя нового времени, разительно отличавшийся от прежних аутсайдеров, сознательно ставивших себя вне пределов ненавистного им общества. Тони Манеро (Джон Траволта) — продавец москательной лавки, американец итальянского происхождения — в соответствии с привычными голливудскими канонами хочет выбиться в люди. Пластичный от природы, с хорошей фигурой и безукоризненным чувством ритма, он выбирает танцы и каждый субботний вечер блистает в местной дискотеке. Бэдхем умело показал, что самозабвенность скольжения по паркету служит для Тони и ему подобных верным средством отвлечения от тусклости повседневного существования, создает ощущение собственной значительности, открывает новый путь в жизни.
   Режиссер сумел передать механистичность движений и наркотический ритм танцев того времени, точно зафиксировал особенности стиля поведения, одежды, пластики молодежи середины 70-х, использовал самую современную музыку. Фильм имел ошеломляющий успех и три продолжения: "Бриллиантин", "Бриллиантин П" и "Оставаясь живым". Но их делали уже другие режиссеры.
   Сам же Бэдхем попробовал свои силы в ином жанре — столь любимом американцами фильме ужасов. Однако его "Дракула" (1979) — экранизация известного романа Брэма Стокера — большой популярностью не пользовалась. Хотя и отличалась интересным использованием кинематографических выразительных средств. Бегущие по небу низкие облака, огромные летучие мыши, крыльями заслоняющие солнле, тоскливый вой волка, предваряющий очередной выход вурдатака "на охоту" — все это свидетельствовало о желании постановщика использовать стилистику немецкого экспрессионизма, но американским зрителем оценено не было.
   Тогда режиссер сосредоточил внимание не на изобразительном решении, а на актуальности тематики. Мелодрама "Чья это жизнь, в конце концов?" (1981) касалась столь волнующей людей темы, как эвтаназия — убийство из милосердия, право человека по собственному желанию уйти из ставшей невыносимой жизни. (Полностью парализованный после автокатастрофы молодой скульптор хочет умереть.) "Военные игры" (1983) свидетельствовали о всеобщем страхе перед случайностью, способной развязать третью мировую войну. (Юный гений внедряется в компьютер Пентагона, изображая Россию, готовящую к пуску ядерные ракеты, нацеленные на США.)
   Причем в этом и многих других фильмах Бэдхем умело использовал интерес к новой технике, позволяющей показывать многочисленные, невиданные ранее трюки. Так в "Голубом громе" (1983) воевавший во Вьетнаме летчик специального полицейского вертолетного подразделения в Лос-Анджелесе не только проделывает между небоскребами головокружительные фигуры высшего пилотажа, но и разоблачает заговор высокопоставленных военных. В "Коротком замыкании» (1986) робот, принадлежащий компании вооружений, выходит из-под контроля и начинает действовать вопреки заложенной в него программе, выполняя сугубо гуманистические функции. Сделанный с юмором, использовавший компьютерные трюки, этот фильм был особенно любим детьми, может быть, еще и потому, что взрослые были показаны здесь далеко не в самом лестном свете.
   В 90-е годы в творчестве Бэдхема явно наметился спад. Все чаще и чаше он делает рядовые полицейские и уголовные ленты. "Трудный путь" (1991), где голливудская звезда (Майкл Дж. Фокс), собирая материал для очередной роли, ходит на уличное патрулирование с нью-йоркским блюстителем порядка. В "Откуда нет возврата" (1993) — американском римейке известного французского фильма "Никита" — речь идет о смертнице (Бриджит Фонда), используемой ФБР в качестве киллера, которая все-таки сумела перехитрить своих работодателей и начать новую жизнь. В "Еще одной слежке" (1993) — продолжении его же фильма "Слежка" (1987) — снова полицейский влюбляется в женщину, за ко торой приставлен следить. В картине "В самое время" (1995) террористы, используя захваченную дочь героя (Джонни Депл), пытаются заставить его убить женщину- кандидата в губернаторы — но ему этого все-таки удается избежать всего за несколько секунд до назначенного рубежа — 12 часов. В "Инкогнито" (1997) человека, подделывающего произведения искусства, предают его сообщники как раз в тот момент, когда он хочет покончить с этим занятием, продавая последний "шедевр", который должен обеспечить его на всю оставшуюся жизнь. Все это рядовые произведения развлекательной продукции, сделанные в хорошем темпе и ритме, с многочисленными ситуациями, держащими зрителей в напряжении. Однако в них нет и следа той кинематографической или тематической значительности, которые отличали творчество Бэдхема в 70-80-е годы.
   Е. Карцева
   Фильмография:
   ◘ т/ф "Кэннон" (Cannon), т/ф "Нетерпеливое сердце" (The Impatient Heart), 1971;
   ◘ т/ф "Улицы Сан-Фронциско" (The Streets of San Francisco), 1972;
   ◘ т/ф "Разве это не шок?" (Isn't It Shocking?), т/ф "Полицейская история" (Police Story), 1973;
   ◘ т/ф "Отражения убийства" (Reflections of Murder), т/ф "Закон" (The Law), т/ф "Пистолет" (The Gun), т/ф "Крестник" (The Godchild), 1974;
   ◘ т/ф "Киганы" (The Keegans), "Всю дорогу непобедимые звездные короли но мотоциклах" (Bingo Long Traveling All-Stars and Motor Kings), 1976;
   ◘ "Лихорадка субботнею вечера" (Saturday Night Fever), 1977;
   ◘ "Дракула" (Dracula), 1979;
   ◘ "Чья это жизнь, в конце концов?" (Whose Life Is It Anyway?), 1981;
   ◘ "Голубой гром" (Blue Thunder), "Военные игры" (War Games), 1983;
   ◘ "Американские гонщики" (American Flyers), 1985;
   ◘ "Короткое замыкание" (Short Circuit), 1986;
   ◘ "Слежка" (Stakeout), 1987
   ◘ "Птичка на проводе" (Bird on a Wire), 1990;
   ◘ "Трудный путь" (The Hard Way), 1991;
   ◘ "Откуда нет возврата" (Point of No Return), "Еще одна слежка" (Another Stakeout), 1993;
   ◘ "Зона высадки" (Drop Zone), 1994;
   ◘ "B самое время" (Nick of Time), 1995;
   ◘ "Инкогнито" (Incognito), 1997.
   Библиография: Разлогов К. Короткое замыкание любви //Сов. экран, 1988. № 17; Савицкий Н. На разных полюсах //Искусство кино. 1984. Ne 12; Карцева Е. Голливуд; контрасты 70-х. М. 1987; "Дракула" //ТВ Парк. 1994. N° 25; "Зона высадки" //Огонек 1995. № 14.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Бэдхем, Джон" в других словарях:

  • БЭДХЕМ Джон — БЭДХЕМ (Badham) Джон (р. 1939), американский режиссер. В первом своем ставшем известным фильме «Лихорадка в субботу вечером» (1977) показал нового молодого героя рабочего парня, роль которого исполнил Дж. Траволта (см. ТРАВОЛТА Джон). В 1980 е гг …   Энциклопедический словарь

  • Бэдхем, Джон — Джон Бэдэм John Badham Дата рождения: 25 августа 1939 (69 лет)(19390825) …   Википедия

  • БЭДХЕМ (Badham) Джон — (р. 1939) американский режиссер. В первом своем ставшем известным фильме Лихорадка в субботу вечером (1977) показал нового молодого героя рабочего парня, роль которого исполнил Дж. Траволта. В 1980 е гг. снял остроумные антивоенные ленты Военные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Джон Бэдхем — Джон Бэдэм John Badham Дата рождения: 25 августа 1939 (69 лет)(19390825) …   Википедия

  • Траволта Джон — (Travolta) (р. 1954), американский актёр. В кино с 1975. Добился успеха в ролях покорителей женских сердец и «крутых парней». Фильмы: «Кэрри», «Лихорадка в субботний вечер», «Прокол», «Оставаясь живым», «Криминальное чтиво» и др. * * * ТРАВОЛТА… …   Энциклопедический словарь

  • БИ ДЖИЗ — «БИ ДЖИЗ» (Bee Gees), австралийская поп (см. ПОП МУЗЫКА) группа, образована в 1958. Состав: Робин Гибб (вокал), Барри Гибб (вокал, гитара), Морис Гибб (вокал, гитара). Ядро группы составили три брата Гибб (Gibb): старший Барри (Barry, р. 1947) и… …   Энциклопедический словарь

  • БРОДЕРИК Мэтью — БРОДЕРИК (Broderick) Мэтью (р. 1962), американский киноактер. После большого успеха в фильме Д. Бэдхема (см. БЭДХЕМ Джон) «Военные игры» (1983) стал одним из выразителей ценностей т. н. «поколения яппи» («Феррис Бьюлер берет выходной», «Билокси… …   Энциклопедический словарь

  • Badham, John —    см. Бэдхем, Джон …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Дракула (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дракула. Существует несколько десятков экранизаций одноимённого романа Брэма Стокера. Среди них наиболее известны: «Дракула»  фильм 1920 года, производство России. «Дракула»  фильм 1931… …   Википедия

  • Стокер, Брэм — Брэм Стокер Bram Stoker …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»